О судьбе «отжатых» боевиками предприятий скоро напишут тома. Сейчас на эту тему владельцы и сотрудники десятков шахт, заводов, фабрик, мастерских пока предпочитают не распространяться. Оно и понятно. Но ничего, придет время, узнаем все и во всех подробностях. А «героев» — поименно.
Смогут ли новые «хозяева» дать ладу тому, в чем они, извините, не бельмеса, вопрос риторический. Эту мысль несколько раз подчеркнул в беседе заместитель генерального директора ОАО «Торезский завод наплавочных твердых сплавов» по производству Юрий Краснокутский.
— Юрий Викторович, «Торезтвердосплав» — предприятие с репутацией, заработанной десятилетиями. Но в последние годы из-за бездумной деятельности, стяжательства и откровенного воровства бывшей владелицы госпожи Мацаренко дела обстояли хуже некуда. Однако говорят, когда сменился собственник, появились серьезные перспективы.
— Да, с приходом Виталия Валерьевича Кропачева ситуация изменилась кардинально. Все в коллективе почувствовали, что он крепкий хозяйственник, который строит планы на несколько лет вперед. Новые рабочие места для нашего небольшого города – это здорово. В будущем, с расширением рынков сбыта, на что мы обоснованно надеялись, мы могли бы трудоустроить немало торезцев.
В общем, были планы, были и проблемы, но мы знали, как их решать, главное — было желание работать. Я точно знаю, что ТЗНТС однозначно получил бы второе дыхание. Не хочется говорить банальностей о возрождении былой славы, но в нашем случае это дело неминуемое. Было бы.
— Подтвердите или опровергните слухи о том, что недавно случился рейдерский захват завода.
— Это правда. В сентябре после попытки запуска к нам явились вооруженные люди и, сославшись на приказ «ДНР», заявили о его «национализации». Руководителем назначен, естественно, некий дэнээровский деятель Леонид Волочай, 1963 года рождения, уроженец Шахтерска, на которого, кстати, заведено уголовное дело по факту захвата завода.
Тут надо объяснить, что мать коменданта Тореза Владимира Устьянцева во времена правления печально известной Мацаренко, уголовное дело по которой не закрыто по сей день, была главным бухгалтером ОАО. Вполне вероятно, что с подачи именно этой семейки завод захотелось «отжать».
Не погнушались лишить нас и транспорта для доставки сырья и продукции.
— Но производство-то сложнейшее, неужели в псевдореспублике есть специалисты?
— О чем вы говорите! Первое, с чем столкнутся лжеруководители, что основной потребитель готовой продукции, выпускаемой заводом, — Украина, с которой верхушка «ДНР» не хочет иметь ничего общего. Естественно, все основные покупатели и поставщики сырья оповещены о рейдерском захвате.
Второе. Без серьезного финансирования завод работать не сможет. Насколько рынок «ДНР» и России сможет погасить затраты на закупку сырья, выплату заработной платы, наверное, повышенной, а главное — на содержание завода, особенно в зимнее время? Есть у кого-либо такие средства?
Третье. Не стоит также забывать, что все промышленные гиганты работают на условиях отсрочки платежа за поставленный товар. Это порождает проблему финансирования. Как показывает практика, отсрочка платежа вовсе не означает своевременную оплату поставки.
Да и опытные конкуренты, имеющие реальные, а не эфемерные финансовые возможности, вряд ли откажутся от идеи привлечь новых покупателей. Свято место пусто не бывает.
Если же приоритетными для завода будут рынки России, Беларуси, Казахстана, неужели эти страны полностью откроют свои границы и отменят обязательную процедуру растаможки — таможенного оформления товара?
Четвертое. Продукция должна быть сертифицирована, стоит ли напоминать что необходимо для сертификата формы СТ1? А ведь без нее покупатель продукции за границей обязательно будет нести дополнительные расходы.
И потом согласно каким ТУ будут грузить товар? Ведь ТУ разработаны и принадлежат совершенно другому предприятию, что ставит под вопрос законность реализации. Любая продажа завершится арестом продукции и судом, ведь патенты на продукцию принадлежат лично законному собственнику Кропачеву. То есть будет сведена к нулю любая возможность работы «в белую».
О рабочих контактах с Европой можно забыть навсегда. Какое серьезное предприятие будет сотрудничать с заводом, который находится в регионе с неопределенным статусом, у которого нет гарантии платежеспособности, который не сможет обеспечить своевременность поставки продукции, изготовленной из качественного первичного сырья, у которого неизвестно откуда взявшийся «руководитель»? Знаю, что наши партнеры с ними даже разговаривать не захотят.
Если не ошибаюсь, такая же история произошла и с ТЭТЗ.
Ну, захватили, порадовались, может даже в воздух от восторга пальнули. Дальше что? Вот объясните, как они будут работать, что ждет завод, на что могут рассчитывать люди? Производство, которое мы с таким трудом налаживали, в которое вложено столько сил и средств, в итоге будет остановлено. И пусть теперь те, кто ратовал за «ДНР», расскажут рабочим завода о преимуществах жизни в «Новороссии». Плохо им жилось в Украине…