1409042773 092585 47

Псковский десант

des1

 

От редакции t.i.
Можно дальше закрывать глаза на то, что происходит в Украине. Можно притворяться, что ничего нет — ни войны, ни бессмысленных смертей, ни разрухи, царствующей вокруг. Можно продолжать верить в то, что на востоке Украины идет «освободительная» война, и ополченцы «виртуальных» республик  стойко защищают «правое дело» в лучших традициях совкового сюрреализма. Даже видя вокруг наемников из соседнего, когда-то братского государства, народ продолжает верить в тот бред, что его  (народ) хотят освободить от какой-то вымышленной киевской хунты и правосеков, которых до сих пор ни кто и в глаза не видел. Одурманенные пророссийской пропагандой, в лучших традициях геббельсовщины, все продолжают кричать, что «донбасс ни кто не ставил на колени», хотя поза «на четырех костях» стала уже привычной для многих, и, тем не менее, даже из этого положения, продолжают раздаваться визги и вопли во славу несуществующих идей, мертвых иллюзий. Признаемся, пропаганда сделала свое дело. Мы не будем разбираться сегодня ни в причинах этого, ни в методах воздействия, ни в идеях, которые преследуются за всем этим «театром абсурда». Мы поговорим о том, как когда-то великая страна, которую принято звать на теперешнем востоке по поводу и без повода, относится к тем, кого она посылает воевать сюда, в Украину. Страна, жители которой начинают прозревать, что же на самом деле происходит у них за спинами за всей той лавиной, которая льется из бездонных бочек средств массовой информации в головы. Но какову цену приходится платить за видимое величие?

Специальный репортаж

26.08.2014

В Псковской области с 24 августа хоронят десантников. Точное число потерь — пока неизвестно. Не подлежит сомнению только то, что несколько десятков военнослужащих 76-ой Псковской дивизии ВДВ (в их числе — и контрактники, и срочники) перестали выходить на связь с близкими 15 — 16 августа — с тех пор они ничего не знают об их судьбе. На вопросы родителей и жен командование дивизии не отвечает. Прибывший в Псков 22 августа командующий ВДВ ВС РФ генерал-полковник Владимир Шаманов публично заявил: «В нашей десантно-штурмовой бригаде все живы и здоровы». Днем раньше начальник управления пресс-службы и информации минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков назвал «фальшивкой» сообщения украинских СМИ о «захвате на Украине российской БМД и гибели военнослужащих».

Но 25 августа корреспонденты «Новой» и петербургской газеты «Фонтанка.ру» стали свидетелями похорон десантников в Псковской области, информация о гибели которых скрывается. Сегодня родственники военнослужащих 76-ой Псковской дивизии ВДВ обращаются к нам с просьбами помочь узнать: живы ли те? Где они находятся? Когда вернутся?..

 

Трагическое сообщение о гибели старшего сержанта 76-ой Псковской дивизии ВДВ 29—летнего Леонида Кичаткина появилось 22 августа, в соцсети «ВКонтакте», на странице его жены Оксаны: «Дорогие друзья!!!!!!!!! Леня погиб похороны в понедельник в 10 часов утра отпевание в Выбутах. Кто хочет с ним попрощаться приезжайте». Для связи указывался номер мобильного телефона жены. 23 августа страница Леонида Кичаткина «ВКонтакте» была удалена (скриншот страницы имеется в редакции — Н.П.).

А 24 августа корреспонденты «Новой» позвонили Оксане (есть аудиозапись разговора —Н.П.):

— Вы жена Лени Кичаткина?

— Да. А в чем проблема?

— Есть информация, что Леня погиб.

— Нет! Мой муж рядом со мной стоит. Ему дать трубку?

— А что за информация такая? Откуда?

— Непонятно. Мой муж рядом со мной стоит. Дай Бог, ему здоровья и всего остального. И побольше, и получше. Я по-моему непохожа на вдову плачущую.

— Эта информация есть в Интернете…

— Ну, во-первых, у нас взломали страницу «ВКонтакте». Оттуда пошла информация. Мы удалили страницу. Она не наша. Опровержение писать я не собираюсь. Чушь она и в Африке — чушь собачья. А Леня — рядом со мной. Слава Богу, жив и здоров!

— Можно его услышать?

— Да, без проблем.

Трубку взял мужчина:

— Але, здравствуйте.

— Здравствуйте. Вы никуда не уезжали? Ничего страшного с Вами не случилось?

— Нет. Я вот с вами разговариваю — живой, здоровый. Как я могу куда-то уехать, когда у меня здесь жена беременная плюс еще трое детей. Как я могу уехать? Вот я с вами стою, разговариваю, живой, всё в порядке. Пусть мою страницу взламывают и что хотят пишут. А я вот с вами разговариваю. Я Вам могу еще песню какую-нибудь спеть и станцевать могу на видеокамеру…

 

des2

 25 августа. Похороны Леонида Кичаткина. Фото: Нина ПЕТЛЯНОВА — «Новая»

 

Выслушав эти заверения «семьи Кичаткиных», в понедельник, 25 августа, мы приехали в деревню Выбуты (17 км от Пскова) на погост церкви Илии Пророка. Прошли всё кладбище и на самой окраине заметили военную машину, крытую тентом. Метрах в десяти от нее стоял майор в полевой форме (о звании судим по погонам — Н.П.) и боец в форме ВДВ. Еще двое закапывали могилу. Больше — ни души. Мы направились к могиле.

— Куда Вы? — окликнул майор.

— Прощаться…

На табличке прочли: «Кичаткин Леонид Юрьевич 30.09.1984 — 19.08.2014». На фотографии в траурной рамке — Леонид (множество фотографий десантника на странице его жены Оксаны Кичаткиной «ВКонтакте» позволяют это установить —Н.П.). Подошли к майору. Он, наверное, должен нас прогнать или хотя бы выяснить: кто мы? Но ему откровенно не до этого. Взгляд нетрезвый и тяжелый. Спросили:

— Давно закопали Леню?

— Минут 15 как… Сегодня Леню, а вчера Саню…

Мы стоим перед второй свежей могилой. На табличке надпись: «Александр Сергеевич Осипов 15.12.1993 — 20.08.2014».

 

1409042773 092585 47

 Могила Александра Осипова. Фото «Новой»

 

— Мальчишки совсем, — вырывается при взгляде на даты.

— Это у меня тут сын лежит, единственный, в моем полку служил, я сам его туда и отправил, — вдруг говорит майор.

Я протянула руку:

— Нина.

Он пожал ее:

— Сергей.

— Отец?

Кивнул.

— Помянем?

На столике рядом — две открытых бутылки водки, хлеб, помидоры. Выпили, не чокаясь.

Сергей Осипов повернулся к бойцу, стоящему рядом:

— Саня, это что получается, я сам его убил?

Боец:

— Но Вы же помните, мы ездили и в Калининград, и в Новороссийск. И тут он поехал. И что, если бы Вы его не пустили, Вы думаете, он сам бы не поехал?

Осипов:

— Он хотел стать героем… У военных такая работа. Кто-то же должен долг Родине отдать.

Я не сдержалась:

— Жизнью?

Майор замолчал на несколько минут. Потом обратился к Сане:

— Если тебя какая-то обезьяна куда-то будет записывать, ты сразу мне звони! Фиг ты у меня куда поедешь! Потому что если еще и ты здесь ляжешь — я не переживу. Суицид совершу. Причем совершу в той церкви, которую сам построил.

— А был у них шанс выжить? — задаем вопрос майору.

— Вам честно сказать? Шанса у них не было. Когда с одной стороны минометный обстрел, а с другой — «Грады»…

— Долго они там были?

— Неделю.

— А сколько их там погибло?

Пожимает плечами:

— Завтра еще хороним…

 

 

Рядом с могилами Кичаткина и Осипова на кладбище в Выбутах мы увидели еще одну. Десантник — Сергей Михайлович Волков, родившийся 30.11.1986, а погибший 11 июля 2014 года.

После возвращения с кладбища не удалось дозвониться Оксане Кичаткиной: мобильник абонента выключен. Но мы поговорили с родственником Леонида — Даниилом Кичаткиным. По его словам, на прощании присутствовали отец и дядя Лени, но недолго.

— О его гибели нам ничего не объяснили, — говорит Даниил. — Просто сказали, что он погиб под Луганском при исполнении воинских обязанностей. Это всё, что нам известно.

***

О бое, произошедшем 19 августа возле села Георгиевка в Лутугинском районе Луганской области, сообщил журналист украинского телеканала «Интер» военный корреспондент Роман Бочкала. Он же выложил в Сеть несколько фотографий. На них: боевая машина десанта и пулемет ПКТ, который был на ней установлен, с именем пулеметчика — рядового Сурначева Н.Д., страница паспорта и медицинский полис Николая Крыгина, несколько банковских карточек, принадлежащих разным людям, боевой устав ВДВ, личные вещи бойцов. Но главное — страницы из журнала вечерней поверки со званиями, фамилиями и инициалами 60 военнослужащих одного из подразделений 76-ой Псковской дивизии ВДВ (из них — один майор, остальные — сержанты, ефрейторы, рядовые). Последняя запись в журнале сделана 12 августа.

— В ночь на 20 августа, после боя, мои знакомые из 24-ой бригады Львовской области переслали мне эти фотографии, — рассказал «Новой» Роман Бочкала. — По их словам, там, возле села Георгиевка, довольно серьезный замес произошел. Участвовало спецподразделение министерства внутренних дел Украины «Шторм». Мне рассказали, что одна из боевых машин россиян заблудилась. И это как раз фотографии экипажа той машины, которая там где-то потерялась. Но мне, к сожалению, неизвестно о судьбе этого экипажа. Я не знаю: живы они или нет? Расспросить украинских военных достаточно сложно. Сложно узнать о деталях. Потому что связь плохая. Она прерывается постоянно.

21 — 22 августа, после публикации Романом Бочкалой этих фотографий, по Интернету широко разошлись списки с именами якобы погибших под Луганском. Происхождение этих списков до сих пор непонятно. Но в них оказались и имена военнослужащих 76-ой дивизии ВДВ, которых нет в журнале вечерней поверки.

— Откуда взялись эти списки — я не знаю, — прокомментировал «Новой» Роман Бочкала. — Я не видел таких списков. Я опубликовал фото страницы журнала, которое мне прислали. Но это же не список погибших в этом журнале! Это просто список личного состава данного подразделения. Мы не знаем, что там было в деталях.

Этот список, разлетевшийся по Сети, окончательно лишил покоя и сна родственников псковских десантников, которые и так в последние дни жили в тревоге. С 15 — 16 августа мальчишки, прежде периодически (не реже, чем раз в 3 — 4 дня) звонившие домой или оставлявшие сообщения в соцсетях, перестали выходить на связь. До сих пор ничего не проясняют родным и близким в 76-ой дивизии ВДВ.

— Я два дня уже сижу на таблетках, — говорит Снежанна Семакина, мать контрактника Павла Семакина. — Все звонят, спрашивают: что с сыном? А я не знаю, что с сыном? Я отдала сына родине, а куда родина его заслала, и что там творится — я не знаю. Вчера невестке позвонили, якобы начальник сына, сказал, что всё хорошо, просто нет связи. Так куда их заслали? Что там творится на этой Украине? Я даже не знаю, где он. Вот из церкви иду, заказала службу за здравие…

— Я знаю, что наших парней отправляли в Ростов, — рассказывает жена офицера дивизии Ольга Уразова. — Но так срочно, что даже не дали собраться. Они были на учениях под Псковом, а 15 — 16 числа их отправили — даже домой ни поесть, ни попрощаться не пустили. Всё это тайком политики делают, а для чего — непонятно. Сейчас мы не знаем ничего.

— Я уже 10 суток не сплю, — плачет в трубку мать псковского десантника Елена Баранова. — Мой сын — срочник, 29 октября ему уже домой надо было возвращаться… 15 августа Андрей позвонил мне в последний раз. Сказал: «Мама, мы на учения, не знаю, куда». Но я поняла, что куда-то на границу, потому что перед этим их уже два раза туда отправляли, заплакала. А он мне: «Мама, не плачь, мы ж не на Украину…» Раньше, во время учений, сын, если он не в наряде, каждый день звонил мне и говорил: «мама, всё хорошо» или «мама, завтра я в карауле». В такие дни я звонка и не ждала. Но тут столько дней — и ничего! С 19 августа я звоню в часть. Но там ни один телефон не отвечает! Я обзвонила 16 номеров! Когда я уже ни до кого не дозвонилась, вспомнила: когда ездили на присягу, там было собрание, и командир дал нам телефон, сказал — в любое время дня и ночи звонить. Я и по нему позвонила — опять тишина. А потом поползли по Интернету все эти новости… Я понимаю — учения. Но почему никакого телефона нет, чтобы сын мог матери позвонить?!

— В последний раз муж звонил мне 14 августа, с 15 августа не выходит на связь, но я разговаривала с его сослуживцами, они сказали: если бы что-то случилось, их бы уже оповестили, они все на учениях, — сообщила «Новой» жена десантника Андрея Бабина Екатерина. — Они пишут, что якобы там БМД захватили и погибла первая рота, а мой муж и еще несколько его товарищей служат не в первой роте. Я знаю других ребят, которые не на связи, но в этих ужасных списках их нет…

Официальные комментарии командования 76-ой Псковской дивизии ВДВ «Новая газета» опубликует, как только командование их даст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *