Жители города порой проявляют удивительное пренебрежение к экологии.
Лето подходит к своему завершению, и деревья начинают сбрасывать листья. Подходит обычная для этого времени пора, когда дворники жгут листья, траву и прочий мусор. Однако, порыв к чистоте, который показали работники городской поликлиники в пятницу 17 августа, пожалуй, бьет все рекорды городского масштаба за текущий год.
Именно в этот день люди, находившиеся в районе детской и взрослой поликлиник, дома быта «Восход» имели возможность наблюдать плотную дымовую завесу, которая поднималась от огромного костра, разожженного неподалеку от мусорных контейнеров. Не ограничиваясь собранными листьями и жухлой травой, работники указанного медицинского учреждения сносили отходы из больницы. Удушающий туман висел в воздухе на протяжении часа, не позволяя свободно вздохнуть. При этом, вероятно, никто из трудящихся, наверное, не задумался о том, какой вред они нанесли экологии нашего города, себе и окружающим.
Если рассмотреть подробнее вещества, которые мы вдыхаем при таких «уборках», получится следующий результат. Главная составляющая дыма – моноокись углерода, он же – угарный газ. Известно, что тонна тлеющих растительных остатков выделяет в среднем около 30 кг СО. Иначе говоря, уровень угарного газа возле тлеющей кучи листьев достигает такого же уровня, как и на городской улице с интенсивным движением. Вышеупомянутая моноокись углерода потенциально смертельно опасное соединение, так как легко связывается гемоглобином крови, блокируя доставку кислорода к тканям организма. В сочетании с другими загрязнителями, такими как выхлопные газы, токсическое действие угарного газа значительно возрастает по сравнению с действием отдельных компонентов.
Никто досконально не знает, насколько опасны канцерогены, содержащиеся в дыму. Фредерик Пибас из Дарэмского университета (Великобритания) в 1950-х годах изучал связь между воздушным загрязнением и раковыми заболеваниями. Пибас проанализировал дым костра и выяснил, что он содержал 70 частей на миллион канцерогенных бенз(а)пиренов – приблизительно в 350 раз больше, чем в сигаретном дыме. Позднее, Чарлз Льюис из Агентства Защиты Окружающей среды США сравнил дым горящей древесины леса с выхлопами автомобиля, которые, как известно, являются канцерогенными. Его результаты, опубликованные в журнале «Environmental Science and Technology» в августе 1988, показали, что дым горящей древесины – значительный загрязнитель. Льюис выявил его мутагенное влияние, что является одним из показателей канцерогенного потенциала.
Беспокоит то, что люди не представляют себе опасности вдыхания дыма тлеющего костра, считая, что если длительность воздействия небольшая, а концентрация вредных веществ низкая, вреда здоровью не наносится. Теперь посмотрим, что происходит если в листовую кучу попадает пластиковая бутылка, полиэтиленовый пакет, одноразовый стаканчик или другой мусор, вытаявший из-под снега вблизи гастрономов и коммерческих киосков.
Изделия на основе поливинилхлорида (ПВХ), например, обрезки линолеума, некоторые виды упаковки (3) , игрушки, предметы из кожзаменителя, ткани, покрытые полимерной пленкой, остатки изолированного электрического кабеля и др. при горении образуют целый ряд токсикантов.
Если горение происходит при температуре ниже 1100 °C, хлорсодержащие полимеры преобразуются в хлорированные полиароматические углеводороды (ПАУ), которые включают такие высокотоксичные и канцерогенные вещества, как диоксины4 и дибензофураны. Один из наиболее сильных канцерогенов, 2,3,7,8–тетрахлордибензопарадиоксин (активный компонент гербицида «Оранжевый агент», который американцы применяли во время вьетнамской войны) может присутствовать среди продуктов горения ПВХ. Сжигание поливинилхлоридного пластика при 6000 С в условиях дефицита кислорода создает практически идеальные условия для образования этого и других диоксинов. При этих же условиях может образовываться небольшое количество карбонилхлорида (COCl2), более известного как фосген (боевое отравляющее вещество удушающего действия, которое применяли против вражеской пехоты во время первой мировой войны). Это только некоторые из газов, образующихся в результате горения ПВХ – всего же образуется не менее 75 потенциально токсичных веществ.
Каждый, кто решается сжигать в костре отходы, содержащие ПВХ, подвергает жителей окрестных домов и себя воздействию этого опасного химического коктейля.
Исходя из того, что люди, получающие медицинское образование, изучают химию, можно прийти к выводу, что руководство больницы имело четкое представление о вреде, которые будет нанесен окружающей среде и только обычное для нашего народа наплевательское отношение ко всему, что «не мое» позволило отдать соответствующие распоряжения относительно выполнения «субботника».
Мы не будем говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, мы предоставим любителям жечь костры, самим подумать, какой вред они приносят себе и своим детям, если здоровье окружающих их не волнует.